Фотографии
Авторизация
Login:
Пароль:

Эпохи года :: Праздник фонариков :: Фрейя Яфке про гномов

Ну вот, небольшой комментарий закончился, теперь начинается большой. К лекции он, правда, имеет небольшое отношение, а касается скорее того, как подобрались материалы в этот номер и вопросов, заданных Наташей Матвеевой (про гномов и т.п.). Сначала я получила лекцию и чудесное письмо от Наташи Цурановой, а потом Света Булгакова принесла мне распечатку про гномов. (Ее можно прочитать ниже). «Возьми»-говорит-«а то она у меня без дела валяется, может надо кому.» Я взяла ее с благодарностью, но без особого энтузиазма, гномы эти, я их тоже не слишком-то люблю. Кто они такие? Какое им место в детском саду? Начала читать, и вдруг, словно чудо произошло! История про гномов, описанная в начале распечатки слилась с лекцией, дополняя и оживляя друг друга. Я получила ответ, на который и не рассчитывала. Оказалось, вопросы, заданные Наташей Матвеевой жили во мне, ждали ответа.

Конечно, то, что я напишу дальше - это то, как я все пониманию. Совсем не обязательно правильно, не очень ясно и наверняка слишком эмоционально. Буду очень рада, если кто-нибудь откликнется, напишет о своем понимании, поправит или дополнит меня. Итак, к делу. Когда я читала в распечатке про гнома, который качается на ветках ивы, я вдруг поняла, что тоже его вижу. Или я его тоже видела когда-то, или очень ясно представила, но я нисколько не сомневаюсь теперь в его реальности, в возможности его видеть. И еще то, с каким тщанием, заботой описаны во всех подробностях гномы, говорит для меня о том, что автор действительно их видел. Не дай бог перепутать, сделать ботиночки другого цвета! Ведь цвет ботиночек может быть так важен, только если действительно наблюдал гномов и знаешь, что это для них крайне важно. Мне кажется, в истории с гномами нас подводит терминология. Для нас традиционно гномы — маленькие человечки в колпачках, живущие под землей и охраняющие ее сокровища. Не слишком приятные существа. И вдруг я читаю о луговом гноме или гноме-горечавке. Это явно кто-то совсем другой. Готовый штамп к нему вовсе не подходит. Или король гномов, простодушно качающийся на мокрых ветках плакучей ивы. Как это по-детски! Мне кажется, что здесь под гномами понимается маленький народец , который «имеет дело» с природой, я повторюсь, по-детски открыто и простодушно. Это те, кто катается осенью на падающих желтых листьях, кто натирает весной листочки маслом, чтобы блестели, кто собирает росу в зеленые чашечки, кто поворачивает землянички с боку на бок, чтобы быстрее созревали, словом те, кто радуется и смотрит на природу, пока человек спит, кто вдыхает аромат цветов, пока человек проносится мимо в автомобиле. Нет, в моем понимании, гном-горечавка никак не душа этого цветка, но он связан с этим цветком, делая для него очень-очень важное. Он обеспечивает ОТКЛИК. Он дышит его ароматом, радуется ему, любуется и играет с ним. Словом, обеспечивает обратную связь. Мне кажется, ни один цветок не распустился бы, если бы некому было им любоваться. И если я права, то такие существа действительно должны присутствовать в детском саду, дети должны знать о них, учиться уважать их. И еще, мне хочется предложить тем, кому это интересно, задание на лето. Давайте попробуем разглядеть эти существа. Если уж не получается сделать это «напрямую», давайте пойдем «от обратного», а именно, представим себе очень четко или свяжем по приведенному ниже описанию гнома, а потом, уже зная, кого хотим увидеть, будем внимательно наблюдать. Вдруг действительно с кем-нибудь познакомимся. В общем, предлагаю всем еще поразмыслить, понаблюдать, очень жду описания результатов к концу лета к осеннему номеру журнала. Все, мешать больше не буду, читайте распечатку, об ее авторах ничего не знаю, поэтому ничего не пишу, нам эти материалы подарила Света Булгакова за что ей БОЛЬШОЕ СПАСИБО.

Т. к. мы уже несколько дней занималась маленьким народом - мне разрешалось помогать - развилось доверительное отношение. Фрау Хоттингер достала свой блокнот для эскизов и показала мне быстро на­бросанные рисунки полные живости,  которые она, пожалуй, быстро наносила дома на бумагу после того, как видела гномов на улице. Я вспоминаю об одном особенном наброске; там стоял гном в раскачивающейся качели, вокруг шапочки он носил зубчатый обруч (как корона). Когда я опросил об этом, фрау Хоттингер рассказала, живо вспоминая: вечером, еще было совсем темно,  она выглянула на улицу. Шел дождь, и плакучая ива перед домом насквозь промокла» Тогда она обратила внимание на пару свисающих веток,  который быстро ритмично двигались туда-сюда, И тогда она увидела "короля гномов" (как она сказала), который - держась за ветки как на качелях ~ отдавался сырому удовольствию. Сверкающая ко­рона была отчетливо видна.
Были и другие рассказы о переживаниях», которые у нее были напр. в Холвегене во время лесной прогулки солнечным днем.
Теперь мне было ясно, почему гномы фрау Хоттингер должны выглядеть именно так, а не иначе - они были действительно видимы и наблю­даемы ею. Теперь я также знал, почему ее прозвали "бабушкой гномов".
 
ГНОМЫ    В    ДЕТСКОЙ    КОМНАТЕ
(Фрейя Яффке)

Гномы, по изготовлению которых в этой книжке дается руководство, никогда не должны изготавливаться в присутствии маленьких детей. Вид многих маленьких отдельных частейt  которые нужно искусно соединить, не очень хорош и полезем, т.к. гном в каждой стадии сшивания действует гротескно. По-другому бывает,  если напр. из какого-то полотна и небольшого количества шерсти возникает простая кукла-голышка или три

Маленьких сшитых  из фетра (войлока) гномов: тогда детская фантазия может добавить все, чего нет. У связанных гномов все же каждая часть уже сформирована и если одна часть отсутствует, то и весь образ уже не в порядке. Для детей отношение к этим гномам будет более соответст­вующим,  если их возникновение останется овеянным тайной. Лучше всего если у гномов в одном из уголков детской комнаты будет свое царство, которое возможно было сооружено  из коры, деревяшек,  камней и т.п.(см фото на следующей странице). Дети охотно все время перестраивают это царство и по-новому оформляют его;  возможно, снабжают его "кухней" и прилегающим садиком. Так гном - лишь центр,  вокруг которого осторожно выстраивают и аккуратно, заботливо окружают.
Такое царство также может много дней оставаться неприкосновенным, если только взрослый следит за тем, чтобы оно не превратилось в угол

 
 
где царит беспорядок. Многие дети с удовольствием отроят в царстве гномов конюшни,  крестьянский дом или пастбище для пастуха с его овцам.

В ухаживании за человеком и животными гном получает - в роле доброго домашнего духа - свое право на существование. Для создания настроения подходят многие маленькие стихи о гномах,  напр. М.Гарфф и Х.Дистель.

Если таким образом устроить, поддерживать обращение с гномами в детской комнате, то дети не будут так легко путать гномов с куклами-голышками, и не будут снабжать их бутылочкой и вывозить их в коляске на прогулку. Все же сегодня требуется уверенное руководство со стороны взрослых,  чтобы руководить игрой умело и при необходимости повернуть ее. Т… дети становятся готовыми к описанному выше строительству и оформлению только в - 5 лет, то не является толковым сооружать им это царство гно­мов заранее, если хотят взрастить необходимое почтение перед такими существами. В детских группах смешанного возраста можно заметить, что младшие дети часто не замечают это.

ГНОМЫ,  СШИТЫЕ   ИЗ  ВОЙЛОКА (ФЕТРА)
Но тот, кто все же хотел бы шить гномов при детях, так чтобы дети,  подражая,  сами могли делать таких маленьких существ,  тот может выбрать напр. гномов из куска войлока. И здесь тоже нужно обращать внимание на пропорции,  чтобы возник действительно гном, а не капюшонный ребенок. Важно, чтобы голова была достаточно большой.
Вырезать плащ гнома (см.рис.) Капюшонный шов закрыть и затем
 повернуть (вывернуть).
На отмеченном  месте протянуть крученую нить.
Взять немного овечьей шерсти (для набивки) и вложить в плащ,
 Крученую нить чуть-чуть затянуть, впереди завязать и хорошо пришить. Внизу вылезающую шерсть обрезать,  чтобы получилась устойчивая поверхность. Гномов можно делать разных размеров. Пропорции при этом не меняются.
Само собой такие Маленькие гномы могут быть поставлены к другим игрушкам (уложенные в маленькой корзинке).
 
 
РУКОВОДСТВО   ПО   ВЯЗАНИЮ. (Йоханиа-Вероника Пихьт)
Материал:    спицы № 2 1/2 при тугой вязке, № 2 при свободной вязке. Шерсть разных, не ярких цветов, средней и тонкой толщины, мохер (без синтетики). Непряденая овечья шерсть для набивки. 2 проволочки, 2 фанерных дощечки, 4 мм толщиной.
Так как для одного гнома нужны нитки разных цветов, а толщина их не всегда совпадает, то сначала нужно познакомиться с пропорциями от­дельных связанных частей и данные ниже размеры и количество петель при необходимости можно немного изменить.
Соотношение размеров связанных частей.
Костюм без ног почти квадратный, т.е. только немного выше в длину, чем в ширину.
Высота головы равна общей высоте костюма.
Голова чуть-чуть уже, чем костюм (справа и слева на 1/2см)
Шапка чуть-чуть выше, чем голова.
Руки с ладонями (но без пальцев) достают, если их выпрямить, до туфель.
Туфли не должны быть преувеличенно большими.
 
Шапочка (рис.1)
Набрать 38 петель, разделить их равномерно на 4 спицы (попеременно 9 и 10 петель) и вязать по кругу. Готовая высота 8 см.

5 кругов вязать лицевыми, шестой круг: 1 и 2 петли провязать вместе и 18 и 19 петли провязать вместе, спицу направить снизу. 20 и 21 петли провязать вместе и 37и38 петли провязать вместе, поддев снизу.

7 круг: лицевые.
8 круг: убавлять как сказано выше в начале первой и третьей спицы и в конце второй и четвертой спицы.
9 круг: лицевые.
10 круг: убавлять как в 8 кругу.
11 круг: лицевые.
12 круг: убавлять как в 8 кругу.
13 круг: лицевые.
14 круг: лицевые.
15 круг: убавлять как в 8 кругу.
16-18 круг: лицевые.
19 круг: убавлять как в 8 кругу.
20-23 круг: лицевые.
24 круг: убавлять как в 8 кругу.
Последние 5 кругов вязать лицевыми.

Наверху последние петли стянуть вместе и закрепить снаружи. При более толстой шерсти, прежде, чем стянуть, следует сделать еще один ряд с убавлением. При необходимости, с помощью нескольких петельных стежков можно заострить шапочку.

Петельный стежок
Нить продернуть не до конца, снизу проколоть в петлю и затянуть.
 
Голова  (рис.2)
Набрать 28 петель,  вязать по кругу лицевыми. Готовая высота –
7 см.
В последних 3 кругах,  так после    6,2 см длины,  убавлять следующим образом:
1 круг: 2 петли вместе провязать, 2 петли вязать и т.д.  
2 круг: поверх вязать (наверно все лицевые).
З круг:  всегда провязывать 2 петли вместе.
Оставшиеся петли прочно стянуть с помощью швейной иглы и осторож­но зашить, так,  чтобы образовались звезда с расходящимися лучами.
КОСТЮМ (рис.3)

Набрать 32 петли, вязать по кругу лицевыми. Готовая высота, вклю­чая ножки, 7см. Приблизительно после 6,2 см длины закрыть спереди и сзади по 4 петли.

Ножки (по 12 петель) вязать на двух спицах платочной вязкой (ряд лицевыми, ряд обратно тоже лицевыми). Затем закрыть, не стягивая.

 
ТУФЛИ     (рис.4)
Набрать 8 петель на одну спицу.
1 ряд: 2 лицевые, 4 изнаночные, 2 лицевые
2 ряд: все лицевые.
это повторять до высоты 7 см,  затем закрыть.
2006-2017 ©