Фотографии
Авторизация
Login:
Пароль:

Лекции, беседы, статьи :: "Спасем детей от нас самих", Г. Кюлевинд, статья
весна-лето 2006

«Спасём детей от нас самих!»

Георг Кюлевинд родился в 1924г., живёт в Будапеште. В тамошнем университете был профессором физики. В настоящее время является доцентом семинара по вольдорской педагогике в Будапеште. Он читает лекции и даёт курсы во многих странах. Одна из самых успешных его книг - «От нормального к здоровому» - вышла в издательстве «Freies Geistesleben». Георг Кюльвинд в разговоре с Хольгером Вильмсом.

«Нежная воля» - название книги Георга Кюльвинда, вышедшей в прошлом году. В ней Философ показывает, как можно с помощью глубокого проникновения в существо проблемы, медитации и упражнения научиться воспринимать «нежную волю» и применять её. Т.к., по мнению Кюльвинда, «не жёсткая, целенаправленная воля, а «нежная» - принимающая, вбирающая отпечаток, обратная воля, - как раз и есть та, через которую ребёнок переживает формообразующую и хранящую волю в творении мира». В разговоре с «а tempo» он среди прочего представляет проблему того, как важно, чтобы взрослые развивали в себе такую волю, чтобы спасти от себя детей.

- Господин Кюльвинд, Вы же живёте в венгерской столице Будапеште...

Когда я дома, да. Но случается это нечасто.

- Вы в разъездах?


Да, собственно, я чаще не дома, чем дома, и читаю лекции.

- Что же люди хотят услышать от Вас?

- Я могу сказать только то, что могу сказать людям. В основном это лекции о пути ученичества, о тренировке внимания и педагогике, лечебной педагогике. Конечно, с экскурсами в христологию, буддизм, Фому Аквинского. Это мои темы.

- Делаете ли Вы различия, когда говорите, в зависимости от направления Вашей поездки - от Будапешта на Восток или на Запад?

- В самом деле, я почти всегда езжу на Запад. Но к Вашему вопросу: нужно ещё больше дифференцировать: Когда я приезжаю в Германию, я должен в Гамбурге говорить не так, как в Мюнхене и не так, как в Штуттгарте или Констанце. Так что каждая область имеет свои приверженности в стиле. И к этому добавляется ещё публика. Когда передо мной зал, я могу «почуять», какой стиль ему нужен. Опыт того, что в каждом большом городе по-другому, у меня давно.

- Но всё же вернёмся к вопросу, который я в начале хотел задать Вам как человеку из Будапешта, города между Востоком и Западом. Если посмотреть на мир поверхностно, то получишь впечатление, что Запад даёт Востоку технику, деньги...

Но не совсем бескорыстно, чтобы сказать помягче. Грубо говоря: гешефт. Также и за счёт стран третьего мира.

- Но как обстоит дело на Западе с готовностью принять определённые вещи с Востока?


- Это Вы должны были бы знать больше чем я.

- Но эти вещи просматриваются в Ваших лекциях и книгах.

- Я не рассматриваю себя как человека с Востока.

-И всё же мудрость, религии, философии, живущие на Востоке, играют в Ваших работах важную роль.

- Живы ли эти вещи на Востоке, это вопрос. Скажем так, эти вещи живы на Востоке в сокрытом виде. Посмотрите-ка на Японию, там хуже, чем на Западе

- Не в том ли причина что Запад пришёл в Японию?

Разумеется. Это ни в коем случае не собственное развитие. Поэтому это хуже, чем на Западе. Хотя и это вопрос. Т.к. и на Западе это развитие продвигалось немногими людьми, но многие наслаждаются им. Хотя «наслаждаться» имеет здесь и свои негативные черты.

- В Вашей книге «Нежная воля» сквозит некое «чёрное» ясновидение, когда
вы говорите, что видете будущее в чёрном цвете, если не будет прёодолён
эгоизм в воле и не разовьётся нежная воля
.

- Не только я вижу так, это не только моя привилегия.

- Видеть в чёрном цвете это одно. Но не могли ли бы Вы нарисовать здесь и
перспективы?

- Значит ли это, что я могу перейти к своей любимой теме? Я знаю, и многие люди знают, что примерно двадцать лет назад начало появляться новое поколение детей. В Америке их называют «индиго-детьми». Эти дети приносят с собой невероятной силы самосознание. Если на Вас смотрит такой младенец, то у Вас складывается впечатление, что это самосознающий мудрый человек. С другой стороны они приносят с собой фантастический спиритуальный импульс. Они не хотят, собственно, иметь с этой цивилизацией никаких дел, у них духовный импульс. У них импульс добра. Если такие дети переживают ситуации, в которых взрослые действуют, не исходя из любви, они возмущаются. Знаком того. Что эти дети уже среди нас, является тот факт, что в школах сегодня невероятно много детей. Но эти трудные дети не являются изначально трудными. Я их называю звёздными детьми. Звёздные дети, с которыми обходятся неподобающим образом. Тогда они становятся трудными. Тогда они становятся зависимыми от алкоголя и наркотиков, становятся преступниками. Здесь мы имеем дело с феноменом, который для воспитателей, имеющих глаза, является очевидным. Хенниг Кёлер - один из таких людей, писавших об этом уже много лет назад. Но тогда его не услышали. И вот однажды появляется американская книга, и её слышат. Хотя она отдаёт Нью-Эйдж и перегружена иллюзиями. Но всё же в ней можно прочитать хорошие наблюдения. Итак, есть ли перспектива чего-то хорошего, зависит от того, уничтожиться ли это поколение взрослыми или они смогут спасти детей от себя, взрослых. Мне всегда кажеться, что педагогика заключается в том, чтбы спасти детей от своего влияния.

- Откуда появляется же это развитие?

- То, что эти дети уже здесь, очевидно. Можно увидеть это потому, что эти дети сразу после появления на свет устанавливают контакт взглядом с акушеркой или матерью. Раньше это происходило через несколько недель после рождения. А в полтора года говорят «я». Раньше эгоитет появлялся в тот миг, когда они произносили «я». Сегодня всё по-другому. Сегодня они говорят «я» без того, чтобы эгоитет сильно показывал на себя. Так, как будто им это не очень нужно, чтобы быть центрированным.
Без того, чтобы развить чувствующий ум - не эмоциональный ум - без этого с такими детьми работать нельзя. Это должно привести нас на путь упражнения сознания, чтобы мы спасли детей от нас самих. Иначе мы их погубим. Мы это уже сделали.
У нас есть подсознательная духовность, из которой происходят все наши типично человеческие способности. Как, например, мышление. Т.к. мы не знаем, как мы это делаем. Мы не знаем, как мы вспоминаем, как думаем, как получаем интуицию или инспирацию, мы не знаем, как мы говорим. Это потому, что всё перечисленное имеет подсознательную основу. Это значит мы видим всегда лишь результат. Итак, то что уже подумано, но не мышление, не восприятие. Не внимание, а объекты. Мы окружены объектами. Есть связь с этими объектами, иначе мы не могли бы так думать или быть так внимательны, как мы умеем это сегодня. Всегда, во все времена была особая поддержка этой связи. Это был религиозный культ, но часто, просто повседневность, которая была сакральной. Так в Ветхом Завете есть 613 правил повседневности - как сделать что-то. Эти правила существовали, чтобы жизни был дан смысл. Сегодня у нас сохранились лишь остатки этого сакрального. Молитва перед едой - такой остаток. Но его найдешь редко. Но для детей это было бы необходимо. Мотивация для других всегда позитивна. Мотивация для меня всегда негативна, перегораживает собой всякий путь ученичества. Если постоянно имеешь перед глазами цель для собственной пользы, нельзя сконцентрироваться, т.к. часть внимания будет отвлекаться этой эгоистической целью. Тогда появляется жёсткая воля, и больше ничего не получается.
Даже проблемы в обучении в школе оттого, что учитель во время преподавания применяет жёсткую волю; если это делает учитель, это делает весь класс. А жёсткой волей ничему нельзя научиться: ни химии, ни математике, ничему.
Эти вещи известны на Востоке. Японские единоборства, то также кви гонг или тай ши - как раз то самое. При этом всё равно, какие движения делаешь, главное, чтобы была задействована выразительная воля. И я Вам скажу -вкуса этого не забудешь.
Живы ли эти вещи на Востоке, это вопрос. Скажем так, эти вещи живы на Востоке в сокрытом виде. Посмотрите-ка на Японию, там хуже, чем на Западе

- Не в том ли причина что Запад пришёл в Японию?

- Разумеется. Это ни в коем случае не собственное развитие. Поэтому это хуже, чем на Западе. Хотя и это вопрос. Т.к. и на Западе это развитие продвигалось немногими людьми, но многие наслаждаются им. Хотя «наслаждаться» имеет здесь и свои негативные черты.

- В Вашей книге «Нежная воля» сквозит некое «чёрное» ясновидение, когда вы говорите, что видете будущее в чёрном цвете, если не будет прёодолён эгоизм в воле и не разовьётся нежная воля.

- Не только я вижу так, это не только моя привилегия.

- Видеть в чёрном цвете это одно. Но не могли ли бы Вы нарисовать здесь и
перспективы?

- Значит ли это, что я могу перейти к своей любимой теме? Я знаю, и многие люди знают, что примерно двадцать лет назад начало появляться новое поколение детей. В Америке их называют «индиго-детьми». Эти дети приносят с собой невероятной силы самосознание. Если на Вас смотрит такой младенец, то у Вас складывается впечатление, что это самосознающий мудрый человек. С другой стороны они приносят с собой фантастический спиритуальный импульс. Они не хотят, собственно, иметь с этой цивилизацией никаких дел, у них духовный импульс. У них импульс добра. Если такие дети переживают ситуации, в которых взрослые действуют, не исходя из любви, они возмущаются. Знаком того. Что эти дети уже среди нас, является тот факт, что в школах сегодня невероятно много детей. Но эти трудные дети не являются изначально трудными. Я их называю звёздными детьми. Звёздные дети, с которыми обходятся неподобающим образом. Тогда они становятся трудными. Тогда они становятся зависимыми от алкоголя и наркотиков, становятся преступниками. Здесь мы имеем дело с феноменом, который для воспитателей, имеющих глаза, является очевидным. Хенниг Кёлер - один из таких людей, писавших об этом уже много лет назад. Но тогда его не услышали. И вот однажды появляется американская книга, и её слышат. Хотя она отдаёт Нью-Эйдж и перегружена иллюзиями. Но всё же в ней можно прочитать хорошие наблюдения. Итак, есть ли перспектива чего-то хорошего, зависит от того, уничтожиться ли это поколение взрослыми или они смогут спасти детей от себя, взрослых. Мне всегда кажеться, что педагогика заключается в том, чтбы спасти детей от своего влияния.

 -Откуда появляется же это развитие?

- То, что эти дети уже здесь, очевидно. Можно увидеть это потому, что эти дети сразу после появления на свет устанавливают контакт взглядом с акушеркой или матерью. Раньше это происходило через несколько недель после рождения. А в полтора года говорят «я». Раньше эгоитет появлялся в тот миг, когда они произносили «я». Сегодня всё по-другому. Сегодня они говорят «я» без того, чтобы эгоитет сильно показывал на себя. Так, как будто им это не очень нужно, чтобы быть центрированным. Без того, чтобы развить чувствующий ум - не эмоциональный ум - без этого с такими детьми работать нельзя. Это должно привести нас на путь упражнения сознания, чтобы мы спасли детей от нас самих. Иначе мы их погубим. Мы это уже сделали.

У нас есть подсознательная духовность, из которой происходят все наши типично человеческие способности. Как, например, мышление. Т.к. мы не знаем, как мы это делаем. Мы не знаем, как мы вспоминаем, как думаем, как получаем интуицию или инспирацию, мы не знаем, как мы говорим. Это потому, что всё перечисленное имеет подсознательную основу. Это значит мы видим всегда лишь результат. Итак, то что уже подумано, но не мышление, не восприятие. Не внимание, а объекты. Мы окружены объектами. Есть связь с этими объектами, иначе мы не могли бы так думать или быть так внимательны, как мы умеем это сегодня. Всегда, во все времена была особая поддержка этой связи. Это был религиозный культ, но часто, просто повседневность, которая была сакральной. Так в Ветхом Завете есть 613 правил повседневности - как сделать что-то. Эти правила существовали, чтобы жизни был дан смысл. Сегодня у нас сохранились лишь остатки этого сакрального. Молитва перед едой - такой остаток. Но его найдешь редко. Но для детей это было бы необходимо. Мотивация для других всегда позитивна. Мотивация для меня всегда негативна, перегораживает собой всякий путь ученичества. Если постоянно имеешь перед глазами цель для собственной пользы, нельзя сконцентрироваться, т.к. часть внимания будет отвлекаться этой эгоистической целью. Тогда появляется жёсткая воля, и больше ничего не получается.
Даже проблемы в обучении в школе оттого, что учитель во время преподавания применяет жёсткую волю; если это делает учитель, это делает весь класс. А жёсткой волей ничему нельзя научиться: ни химии, ни математике, ничему. Эти вещи известны на Востоке. Японские единоборства, то также кви гонг или тай ши - как раз то самое. При этом всё равно, какие движения делаешь, главное, чтобы была задействована выразительная воля. И я Вам скажу -вкуса этого не забудешь.
2006-2017 ©