Фотографии
Авторизация
Login:
Пароль:

Лекции, беседы, статьи :: повышение квалификации и конференции :: Конференция Содружества во Владимире ноябрь 2006

                                                             


То, что Алла Лебедева услышала из лекции Серегея Милютина, прочитанной на конференции в г. Владимире осенью 2006г.

 

Тема лекции – свободная игра

Силы, способности на которые игра может опираться, основные возрастные особенности, что мешает игре и как помочь.
Подражание
Одна из способностей, которую ребенок приносит из мира до рождения – способность к подражанию. Еще внутри мамы ребенок 9 месяцев занимается подражанием – строит свое тело по образу и подобию предков (наследственность). Но еще до того, как он начал становиться телом, он уже подражал существам духовного мира, их внутренним жестам. Иначе говоря, был занят внутренней деятельностью, которая соответствовала другой внутренней деятельности. (То, что у нас сейчас осталось  от прежнего умения, это способность к сопереживанию, когда мы вдруг иногда можем происходящее внутри другого человека.)  А эти существа были настолько благосклонны к ребенку, что, подражая их внутреннему жесту, ребенок мог начать строить и построить свое тело, хотя сами они тел не имеют. После рождения ребенок оказывается в мире, где у него есть тело, теперь ребенок должен учиться подражать также и в физическом. Он вынужден искать тех, кто умеет с этим обращаться. Самыми подходящими существами для этого оказываются люди. У них, как и у существ, окружавших ребенка до рождения, есть внутренняя жизнь, но помимо этого, есть и тело. Люди оказываются самым подходящим объектом для подражания. Ребенок еще не знает, как стать человеком, а охота к этому велика. Первые лет двадцать своей жизни ребенок посвящает именно этому. Ребенок ищет подходящие примеры для своей деятельности, причем такие, чтобы деятельность эта не была бесцельной, чтобы имела смысл и ориентацию. С умножением хороших примеров деятельность ребенка и приобретает смысл и оринетацию.
Таким умениям, как хождение, говорение, думанье ребенок может научиться только от людей.
Ребенок рождается таким, что его эфирное, душевное и духовное представляет собой единство, так что эти его части взаимообусловлены и взаимно влияют друг на друга. Физическое только постепенно добирается до этого единства. Но уже к 2-3 годам, физическое становится ловким и умелым, и теперь можно говорить о цельности всех четырех (физического, эфирного, душевного и духовного) членов и о новом этапе игры. (Подражание никуда не исчезает, даже если посмотреть на себя сейчас, можно заметить, как много мы подражаем). 
Фантазия
К двум-трем годам к игре ребенка начинает присоединяться фантазия. Это когда к тому, что дает ребенку внешний мир, он может что-то достроить внутренне. Если раньше ребенок просто манипулировал погремушкой, изучал ее, экспериментировал с ней, то теперь он может представить, что ее звук – это папин голос. Папу в этом случае, ребенок достраивает из себя.Благодаря фантазии ребенок может становиться, в некотором смысле, больше, чем окружающий его мир.
Фантазия становится наблюдаема в игре ребенка с 2-3лет, но существует в ребенке и раньше. Это, как ни странно, также способность, принесенная из до рождения. И в том мире это было способностью видеть образно (на манер сновидческих образов) свою будущую жизнь. Причем не просто видеть, а и участвовать в выборе своей судьбы, соглашаться с чем-то  и от чего-то отказываться. Это драматический момент, и отсюда в фантазии всегда есть некоторое напряжение и интрига.То, что благодаря фантазии, ребенок достраивает из себя к окружающему миру, не всегда вызвано обязательно более ранними впечатлениями от того же внешнего мира, иногда это впечатления, принесенные и из мира до рождения. Таким образом, благодаря фантазии ребенок может привнести то, что надо именно ему, чтобы стать не просто человеком, а самим собой.

Замысел, вкус игры.
К пяти годам в игре ребенка может и должна появляться новая грань. Теперь ребенок может иметь некоторое понимание ситуации, подобие представления о том, что он делает, он может держать игру, себя и мир как целое, иметь замысел. Он может добирать в игре туда, где уже побывал внутренне.Это время – вершина игры. Все, что с игрой происходит дальше, это ее деградации и упадок. После семи лет игра начинает все больше подчиняться правилам. И постепенно доходит до такой ситуации, когда правила руководят игрой.Конечно, ребенок 5-7 лет, обладая замыслом, начинает устанавливать правила. Но правила в игру приходят через него, они служат больше огранкой игре, обрамляя ее снаружи. При дальнейшем развитии ситуации, правила проникают внутрь и определяют деятельность, а потом получаются взрослые игры – бизнес, казино, война – где правила руководят людьми и люди на это соглашаются.

Рассмотрим теперь основные этапы игры, так, чтобы понять, что поддерживает игру, и что этому мешает.
Подражание - простая повторяющаяся и повторяющая деятельность. (То, что сначала идет снаружи внутрь, потом обратно наружу)К этому присоединяется фантазия – способность становиться больше, чем внешний мир, привнося из внутреннего то, что необходимо, что стать самим собой. (движение изнутри наружу) Замысел – способность ребенка двигаться туда, где он уже был внутренне.
Подражание
Как уже говорилось выше, ребенок после рождения ищет примеры для подражания. Он натыкается на людей, как на существа более всех похожие на население мира до рождения. Но существа из мира до рождения, в отличие от людей, обладают внутренней цельностью. Это такое состояние, когда все внутренние конфликты являются конфликтами части с целым и никогда частей друг с другом. Именно таким замечательным существам и привык подражать ребенок. После рождения он встречает существ этой внутренней цельностью не обладающих, это не только взрослые, но и другие дети. Такое положение существует уже несколько сотен лет и усугубляется. Сейчас нам надо сделать усилие, чтобы сделать даже простое действие, являя собой нечто цельное.
Примеры наших конфликтов между частями: когда работа нам не нравится, а мы вынуждены ей заниматься, когда воспитатель, учитель должен следовать программе, с которой внутренне не согласен, когда попадаем под массовый гипноз, когда мы бестолково болеем, т.е. когда в результате болезни мы становимся не лучше, а все непригляднее и т.п.
Конфликты между целым и частью, наоборот полезны и способствуют развитию. Примером такого противоречия может являться, например, то, что мы пришли в вальдорфскую педагогику и здесь остались.
В результате того, что ребенок вынужден подражать существам без внутренней цельности, он подражает не всему, а только части. У ребенка не складывается наш цельный образ, в результате чего он вынужден обходиться с этим каким-то странным манером.Зато, как только нам удается сделать что-то как цельным существам, присутствовать в том, что мы делаем полностью, всеми членами своего существа, так мы сразу становимся просто замечательным примером для подражания. И чем больше таких примеров ребенок видит, тем это здоровее.

Фантазия
Внутри ребенка существуют два образных потока – поток внешних образов, поставляемых внешним миром, и поток внутренних (фантазийных) образов, идущих из мира до рождения. Если эти два потока согласны, сходны, то ребенок заиграет в 3 года легко и свободно. Если раньше ребенок просто манипулировал палкой, теперь она может превращаться в меч, лошадку, волшебную палочку и т.п.)   К сожалению, образы, которые предоставляет современный мир, далеки от внутренних, живущих в ребенке. Если раньше образы, которые видел ребенок, были жизненными (жизненное образное первично), то сейчас он окружен целой толпой искусственных образов (человеческое образное первично, только потом жизненное), которые никак не связываются и не узнаются, не соотносятся ребенком с внутренними образами. Человечество создало огромное количество искусственных, дизайнерских вещей и образов. Никогда раньше человек в таком объеме не занимался сознательным созданием образов. Если делался стол, то в первую очередь он предназначался для еды, в нем это легко прочитывалось, а о дизайне никто не задумывался. Сейчас, создавая стол, прежде всего, думают о дизайне, а потом уже о функции. Это можно проследить в любой области.
Беда в том, что созданные людьми искусственные образы никак не соотносятся с миром образов, идущих из до рождения. Ребенок их не узнает, не может установить никакой внутренней связи между двумя потоками, а значит, фантазия не может вытянуть из внутреннего никакого дополнения к внешнему миру. Образная ткань, которую получает из мира ребенок, не соответствует той картине судьбы, которую он видел до рождения.
Ребенок ничего не может добавить из себя, играть ему становится не нужно и не интересно.
Все нормальные жизненные образы, которые ребенок может получить, являются помощью для фантазии.

Замысел
Как уже говорилось, 5-7 лет – вершина игры. Ребенок начинает обладать внутренним пониманием, внутренней картиной происходящего. Наилучшее, что может сделать взрослый в это время – НЕ МЕШАТЬ! Играть на равных взрослый уже не может (если может – то замечательно), а вот среди сверстников ребенок может найти себе продолжателя. Роль же взрослого состоит в том, чтобы отойти, отдалиться на необходимое расстояние. Еще рядом с ребенком, но он уже сам. Ребенок сам охватывает свои действия. Главное, чтобы в это золотое время детей не начинали обучать, развивать и т.п. Что может сделать взрослый – понять, что происходит с ребенком, чтобы он сам мог понять, что он делает.
Что же представляет собой игра по сравнению с остальным, чем мы бываем заняты в жизни?
Когда взрослый человек живет, это чистый эгоизм, удовлетворение своих нужд и потребностей, всевозможное потрафление себе.Работа – то, к чему вынуждает нас внешний мир, не важно работодатель ли это или высшие идеалы. Работа, это то, что от нас требуется внешнему миру.Игра – удивительна тем, что внешнему миру она не нужна. Это то, что ребенок совершает из себя, то, что он выносит наружу в мир, игра никак не нацелена на результат, он и не требуется.
Игра опирается на внутреннюю деятельность, идущую из до рождения. На желание ребенка стать человеком, а желание это столь велико, что не может сравниться по силе ни с какими нашими более поздними вожделениями  и страстями.Если игры нет, ребенок сам стать человеком не может, из него можно только сделать человека на тот или иной манер.То, как ребенок играл, становится заметно после двадцати лет, по тому каким человеком вырос ребенок, как он может становиться самим собой и себя перерастать.

                                                                                                  НАТАЛЬЯ ЧАБАННАЯ     

МОИ   ЗАПИСИ  НА  КОНФЕРЕЦИИ  СОДРУЖЕСТВА ПЕДАГОГОВ ВАЛЬДОРФСКИХ ДЕТСКИХ САДОВ 
  Г.  ВЛАДИМИР     НОЯБРЬ 2006

Краткая запись  лекций   Сергея Милютина и Регины Хекк

Сергей Милютин 3 ноября
ТЕМА ЛЕКЦИИ - СВОБОДНАЯ ИГРА
Кризис 6-летних, когда на них нападает скука и они не могут играть, раньше проходил незаметно и входил в обычную серию кризисов (и разрешался сам собой).Сейчас дети живут в атмосфере интеллекта, когда завтра надо лучше, быстрее и т.д. Это интеллектуальная компрессия. Из-за всего этого перехода от фантазии к интеллекту не происходит. Дети не пробиваются к жизни представления. Произошла инъекция интеллекта, но внутри ребенка она не соединяется, как помещенный кусок. Интеллект стал препятствием для охватывания того, что ребенок собирается делать (в игре).Образ: определили на постой взвод солдат и ты должен их кормить, а попросить их выйти вон ребенок не может. Возможно, этих детей можно «вытаскивать» с помощью меняющейся обстановки или с помощью других детей в группе.
Потом ребенок попадает в школу и будет учиться, как автомат ничего не чувствуя из того, чему он учится.(то есть своего внутреннего отношения у него не будет). Если ему удастся вырваться из кризиса (скучания), то любая школьная белиберда будет вызывать у него отклик. Иногда помогает накладывание на него ответственности – только ты можешь это сделать.
Дети, которые не добрались до этого кризиса.Такой ребенок делает и хочет делать дальше…и эта способность и есть фантазия. Например: возит машину, издает звуки и вдруг хочет сделать мост. (Т.о) ребенок захотел что-то ПРИБАВИТЬ к реальности.
Второй раз фантазия приходит в школе. Но тут ребенок запросто ПРИБАВЛЯЕТ, расширяет изнутри реальный мир, мир как бы раздвигается. Ребенок живет на полную катушку до трех лет и делает это за счет ДВИЖЕНИЯ и пробует это внешними телесными усилиями (плюс слова).
После 3-х лет
Фантазия начинается внутри и переходит во внешнее движение.Эта фантазия оказывается в трудном положении.То, что было названо внешним интеллектуальным окружением, и здесь портит детскую жизнь. Если интеллект вызван уже в ребенке - ребенок уже не расширяет свой мир, а интеллект выстраивает свою картину в ребенке и ее не нужно реализовывать в действии.
Сейчас внутри детей есть СФАНТАЗИРОВАННЫЙ УЖЕ МИР, который совсем не нужно переводить в действие (поклонники Толкиена). Такой ребенок не может сотрудничать в игре, но может НАВЯЗАТЬ свой интеллект кому-то, командовать быть такими и никакими другими. Здесь есть осуществление картинки, но нет находок.
В 3 года есть только подражание. Что здесь удается сделать интеллекту?- Много.
Интеллект склоняет детей и взрослых  НЕ ДЕЛАТЬ, а РАСПОРЯЖАТЬСЯ. В этот момент действия вторичны. Для ребенка интеллект похож на страшного зверя, чудного, необычного.В нем не так правильно все соединено, как в обычном звере- от зебры уши, от орла живот. В этом возрасте И. пробивается к ребенку, а мозги «еще варятся» и еще только органически выстраиваются. Мозги не готовы и любое интелектуальное событие действует разрушительно. Как если бы посреди стройки начиналось разрушение.Образ: строится дом, кто-то вытаскивает венец! 
Дети не могут убежать, спрятаться,  договориться с интеллектом. Интелект совсем влезает в них. Дети цепенеют от И. и они «не делают» картинки окружающего.
Сейчас бытует мнение, что подражание не участвует в речи, а только нужно развивать мышцы языка (логопеды), то есть  воспроизведение сказанного. Иначе говоря, ребенок воспринимается как плеер.(!)
Если интеллектуальная эпидемия захватила ребенка, он все равно пробует подражать существу, которого нет. Когда происходит нормальное подражание, ребенок подражает нам насквозь, вплоть до духа (даже если он нелепый, слабенький, сонненький), в ребенке проживаются все оттенки. Если он повторяет наш жест, он повторяет позицию нашего духа в этот момент.
В тех случаях, когда интеллект мешает подражанию, внутри ребенка складывается не полная картинка жеста, а урезанная, то есть УСТРАНЯЕТСЯ ТА ЧАСТЬ, которая СВЯЗАНА С ДУХОМ И ДУШОЙ. Если в ребенке намеренно насаждается инстинкт, как воспитывают бойцовую собаку, то полного подражания  тоже не происходит, но он начнет жить инстинктом и повсюду искать дух.   
Интеллектуальным детям не удается подражать полному человеческому существу. Наивысший порог - астральное, душа не присутствует.
Что есть душа? Этого никто не знает. И это есть правильный распорядок. Потому, что если мы в какой-то день узнаем, что это такое, исчезнут остатки наших надежд. Пока мы не поняли, в каком отношении находится душа со мной- то мы наивны. Человеческий дух образует центр всякой деятельности, это все, что мы совершаем и чувствуем и из этого центра исходит то, чего мы в данный момент не замечаем. ОН МОЖЕТ ДЕЛАТЬ ВСЕ И СРАЗУ.
Подражание развивается все больше. Дети подражают не живым существам, а вещам второй природы. Эти вещи имеют раздвоение: они сотворены разумом, но все же взяты из природы, то есть рождены человеком, а субстанция природная. Когда такое раздвоение есть, ребенок не знает, что это? У этой вещи НЕТ НУТРА. Ребенок внутренне не знает про это и сюда входит интеллект.Когда дети подражают вещам- это бяки. Они не имеют в себе средоточие духа,  «Я»  у них изъято и аккумулируется в далеком от них месте- второй природе.Образ: строится дом   А ОН ПОСТЕПЕННО ПУСТЕЕТ.
Сейчас часто дети «западают» на машину и с охотой ее воспроизводят (это частичное подражание), дети подражают также электронике.
                                                     Возвращаемся к игре
Сейчас все устройство жизни пронизано интеллектом. Интеллектуальное ускорение  (все спешат).Интеллект стремится упорядочить все на свой лад: дождь по расписанию,  этикет, магазины и т.д.Ускорение и упорядовачивание приводит к упразднению игры. ИГРА  рассматривается как отдых, пустая забава, потеря времени (не эффективное  времяпрепровождение).Вместо этого предлагается ОБУЧЕНИЕ. Поэтому Игра должна дойти до минимума. Выдавливание игры интеллектом уже привело к тому, что играть дети уже не умеют и не хотят. Сейчас выросло поколение  взрослых, которые в детстве играли меньше, чем предыдущие.
                                                     Что есть свободная игра?
В жизни ребенка нет другого такого случая, когда никто не вмешивается, есть собратья по игре и есть подходящее место. На прогулке свободная игра меньше, так как много места- дети дальше  друг от друга - и окружение  мешает (не дает сосредоточиться). ВАША Вальдорфская свободная игра – ЛУЧШЕЕ МЕСТО.  И это вообще самое удачное СПАСЕНИЕ ИГРЫ. В ЦЕЛОМ МИРЕ ЕДИНСТВЕННОЕ МЕСТО. Парк с аттракционами – место, где не ребенок действует, а с ним действуют! Игра в детской студии- игра по правилам и требует от детей ХИТРОСТИ. Взрослый получает кайф от игры, когда обходит правила.
(Дальше С. Рассматривает Св. игру по принципу обратной перспективы-примеч. Нат. Чаб)
Внешнее и внутреннее удаление, закон обратной перспективы.Чем дальше уходим, тем важнее первый элемент из пространства .Это внутреннее удаление в пространстве. Чем дальше по времени элемент из прошлого, тем он важнее.Это удаление во времени.
Первый шаг. ВСЕ ВМЕСТЕ ВЫ СОЗДАВАЛИ ОБСТАНОВКУ ДЛЯ ИГРЫ (и дети, и  воспитатели).Свободная игра - существо, оно получается именно таким, кто ВСЕ ВРЕМЯ ЕСТЬ. В КОГО МОЖНО ВОЙТИ. Свободная игра- это существо и каждый ребенок встречает это.Неиграющие люди не могут почувствовать, чего хотят. Где моя судьба? Им трудно сообразить, в ту ли ситуацию они попали.Ребенок в игре продолжает свою судьбу и мир. ОТСТАИВАНИЕ ИГРЫ – СМЕЛОЕ ЗАНЯТИЕ!!!
Второй шаг. Детям радостнее играть  в школу, чем учиться, но… и к школе они потом будут относиться безразлично, с ненавистью. Образ: голова наклонена вперед, на нее свисает пиджак - взрослое отношение к душе и духу.
Образы живут в ребенке. Эти образы по-разному соотносятся с ребенком:До 3-х лет все образы БРОДЯТ внутри ребенка. Он большой, живет в астральном и не замечает этого. Он подражает благодяря образам. В середине семилетия образы становятся СОПОСТАВИМИЫ с ребенком, соразмерны, он может входить-выходить внутри образов и потихоньку двигаться. Это фантазия.Образ: Ребенок и образы – как танец. Дама одна (ребенок), а кавалеров много(образы).В третьей трети семилетия ребенок становится маленьким и ребенок видит и понимает целиком образы. Это и есть разрешение кризиса. Это попытка пробиться к пониманию происходящего через внутренние образы.
Это изменение соотношения ребенка и образа: ребенок становится все меньше, а образ продолжает жить своей жизнью. Ребенок теряет связь с образами во втором семилетии и может создавать другую связь, соразмерную себе и на этом образном жесте мы закончим. Все здесь сопровождается деятельностью- игрой (и мир был доволен этим).
                                                                           

     Регина  Хекк 1 и 2 ноября 2007 г

Тема лекции:  Свободная игра в дошкольном возрасте 

 Очень важно, чтобы в детском саду был человек, к которому ребенок мог «преклониться», который ведет себя естественно и выполняет насущные дела, необходимые в повседневной жизни :готовить суп, топить печь, ремонт стульев и т.д.Это упоминается в педагогических правилах для воспитателей Р. Штайнера.ЦЕЛЬ: Ритм года очистить от ненужных вещей, а элементарные дела НАЙТИ.Хорошо найти такие дела в рабочем столе. Рабочее место – такое ПОКОЙСТВО. Здесь найти баланс в ситуации с наблюдением за свободной игрой: возможность сначала наблюдать, а потом вмешиваться, держать постоянно  в сознании внимание к происходящему.
О свободе в свободной игре.  
Творческая свободная игра развивается в сопровождении взрослого. Не в указаниях, а в  сопровождении. Но свободная игра не есть дикая игра. Свободная игра должна идти от импульса ребенка, но выбор окружения - дело воспитателя. Окружение это мои действия (как воспитателя)  и обстановка. И тогда игра для ребенка идет правильно. Если в игре что-то не так, то это требует вмешательства. Как это сделать правильно? Это великое мастерство - действовать боком, а не прямо! И тогда вальдорфская педагогика несет в себе исцеление. И чем более абстрактным становится мир, тем больше нужда в работе, ведущей к  ЭЛЕМЕНТАРНЫМ  ПЕРЕЖИВАНИЯМ  ЧУВСТВА ОСЯЗАНИЯ. Это ключ к исцелению всей цивилизации. Это выравнивание сегодняшних условий.
Мнение некоторых родителей: «Дети дерутся, а воспитатель не вмешивается».Ответ Регины:
« Воспитатель делает ответное ДЕЙСТВИЕ» («попроси прощения, пожалей обиженного тобой»), а НЕ  СЛОВА (не выговаривает порицание обидчику).
Мнение родителей: « Вальдорфская  педагогика – отсталая, деревенская».Ответ Регины: «Нет, наоборот, передовая, берущая все лучшее от традиции ПЕДАГОГИКА НАСТОЯЩЕГО ДЕЙСТВИЯ, а не демагогия». «WALD» (нем.)- лес.
Регина работала в саду март и апрель, утренние часы, проводила свободная игра и райген.       Что она ДЕЛАЛА  вместе с детьми?    Оборудовала вагончик для игры и работы:                 сортировала и чистила доски, ошкуривала доски и чурбачки, красила стены и окна вагончика. При этом Регина наблюдала, как возникает игра у детей в неизвестном месте и с неизвестным им человеком.
Сначала дети «висели в кустарнике». Потом обнаружился сундук, в котором они начали прятаться и выходить оттуда, становясь «привидениями»…«Все мои принципы «невмешательства»  рухнули. На следующий день я принесла топор и решила: «Сегодня приведений больше не будет». На следующий день дети строили норку для зайцев.
Игровые материалы добавлялись «из жизни»: опилки, прищепки, палки, шишки, платки, веревки. Я сделала узелковые куклы и все репетировала дома, чтобы делать ТАК ПРОСТО, чтобы дети МОГЛИ САМИ ПОВТОРИТЬ без моей помощи.
Мой план  работы с деревом был такой: я хотела сделать с детьми спилы с дырочками для спектакля и ошкурить дерево. Дети приходили ко мне по очереди и работали по 30 минут, а остальные играли в это время в игровой части вагончика. Потом выяснилось, что для игры не хватает тарелок, чашек, вилок и т.д. и  все это было «сделано» или приспособлено, даже тостер и СИФОН ДЛЯ КОКА-КОЛЫ!!!Мальчик 6 лет 7 месяцев и маленький с ним полностью «оборудовали» свой дом. Регина: «Я видела такой жизненный опыт -  все, что мне нужно, я могу сделать сам». При этом ФАНТАЗИЯ развивается интенсивно. Из самой простой щепочки  появляются самые невероятные вещи, ЕСЛИ В ГРУППЕ НЕТ ЛИШНИХ ВЕЩЕЙ.
Игра в шестилетнем возрасте.
Мальчик 6 лет строит сложно, повторяет точно, игра приобретает много подробностей и деталей, но часто скучает, не знает, чем себя занять, хулиганит, даже валяется по полу. Это проявления кризиса «скучания», когда дети учатся находить игру «из себя».Воспитателю необходимо проявлять (разумное) терпение в ситуации с шестилетними - как нитка в иголку проходит через ушко, так и шестилетки должны пройти через это «ушко» кризиса скучания и тогда эти дети дальше «несут на себе» всю группу.
Что мы делаем с детьми в кризисе? Мы жалуемся : "Они невозможные! Мы должны их чем-то немедленно занять!" (рабочий стол и т.д.)  Регина: «  Я ХОЧУ ВАС ТРЯСТИ! Они сами должны пройти этот кризис и сами себя занять! ДАЙТЕ ДЕТЯМ САМИМ ПРОЙТИ ЭТОТ КРИЗИС И САМИМ СЕБЯ ЗАНЯТЬ!6-летние дети с февраля по май проводят СЛИШКОМ МНОГО ВРЕМЕНИ ЗА РАБОЧИМ СТОЛОМ. ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО! Пусть они лучше больше целенаправленно играют, ищут решение в игре .Это уникальный период в их жизни и им нужна не только мелкая моторика, но и  владение своим телом, т.е  РАВНОВЕСИЕ. Не обязательно всем шестилеткам шить гномиков к празднику фонариков. Можно в последний день спросить: Тебе нужен? И сшить».

Домашнее задание (на ближайший вечер) вспомнить примеры игры шестилетних в ваших группах. (Это же задание было дано перед началом конференции и указано в приглашениях – примеч. Нат.Чаб.) Задание сейчас: Выбрать 2-3 дела, которые вы намерены сделать после конференции, записать, через неделю проверить, записать, через год «отчитаться». То есть  рассказать об этой работе.    ВЕДИТЕ ДНЕВНИК!!!

Мое    послесловие.Хочу высказать бескрайнюю глубокую благодарность нашим дорогим учителям РЕГИНЕ ХЕКК И СЕРГЕЮ МИЛЮТИНУ за очень  своевременное и чрезвычайно действенное напоминание о великой сущности свободной игры и  за то вдохновение, с которым мы все, участники конференции, вернулись в свои группы. Есть вести дневник и отчитаться через год!

                                              Наталья Чабанная, Москва,ноябрь 2007

                                                    

2006-2017 ©